Мотивация: чем Вы хотите заниматься?

Мотивация до некоторой степени даже более важна, чем способности или личностные особенности. Сколько Вы знали способных, талантливых людей, которые ничего не добились? Вы, вероятно, также знаете или хотя бы слышали о людях, которые, напротив, восторжествовали над всеми обстоятельствами и «сделали это» в чем-то, к чему они оказались абсолютно неприспособленными, которые преодолели все трудности и достигли славы и богатства. Что заставляет нас идти вперед, когда другие сдаются? Что заставляет нас вырываться из своей среды, когда как другие остаются в ловушке своего происхождения и связей? Именно мотивацией в значительной мере определяется то, что возможно и невозможно для нас.

Сила фактора мотивации нигде не проявляется лучше, чем в контрасте между успехом в «реальном мире» и учебно-экзаменационной доблестью. К сожалению образовательная система с её подходом к присвоению академических отличий является такой плохой предсказательницей успеха в дальнейшей жизни. Так, «Школьный Болван» при первой же возможности уходит из школы и становится Посыльным, затем Торговцем, затем Купцом и, наконец, Бизнесменом. Он может нанимать выпускников или профессионалов в области коммерческой деятельности, чтобы они делали для него ещё больше денег. А некоторым интеллектуально одаренным людям не удается проявить свой потенциал, потому что им не хватает энергии, внутреннего стимула или руководства – всё это синонимы мотивации.

Мы можем быть мотивированы многими вещами: страхом, любовью, завистью, сочувствием. На фундаментальном уровне мотивация вырастает из страхов, связанных с глубинными и основополагающими потребностями выживания, доставшимися нам от наших животных предков. Голод – сильный мотиватор. Но как только основные потребности удовлетворены, мотиватором становится деятельность, которая нам нравится сама по себе, а не потому что она необходима для нашего существования.

В представлении большинства людей профессия находится где-то посередине между необходимостью выживания и получения удовольствия. В настоящее время нам в действительности не обязательно работать, чтобы выжить. Не похоже, чтобы кто-нибудь умирал от голода. Но если вы хотите чего-нибудь большего, чем удовлетворение основных потребностей в еде и жилище, тогда работа приобретает важное значение.

Любой ли вид работы нас устроит и будет постоянным фактором мотивации? Готовы ли вы продавать свое время и труд за заработную плату? Многие люди смотрят на это именно так. То, что они говорят, в сущности сводится к следующему: «Я мирюсь со своей работой, потому что она дает мне деньги, чтобы я мог получать удовольствие в свободное время». Это «экономическая» точка зрения на работу, которая представляет ее как обмен труда на наличные. Она же дает обоснование принципа «кнута и пряника». Как общий подход этот принцип в настоящее время гораздо менее, чем в прошлом, популярен и среди работодателей, и среди наемных работников. В век, когда благосостояние ослабило страх перед нищетой и во многих случаях распространилось на то, что ещё 50 лет назад считалось «предметами роскоши», возникло представление о получении удовольствия от работы как мотиватора. Работодателям стало ясно, что наемные работники, которые довольны своей работой, производят больше, чем те, кто недовольны. Это уже не желание работать из страха, но желание работать из-за удовлетворения, которое дает сама деятельность.

Ваша работа приносит вам различные виды вознаграждений, но некоторые из них имеют нематериальный характер, например удовлетворение, уважение, важность и привязанность. К счастью, не все имеют одинаковую мотивацию, и открывающиеся перед нами возможности разнообразны и бесконечны.

Ведь и так понятно, что каждый из нас с рождения обладает уникальными интеллектуальными способностями и уникальной структурой личности, и, конечно мы растем в уникальном окружении. Разнообразные факторы, особенно в детстве, побуждают и подталкивают нас в разных направлениях. Мы всё время проверяем наш наследственный потенциал на окружающей среде. Иногда мы выигрываем, иногда проигрываем (если выигрыш определить как достижение того, что делает нас счастливыми, а проигрыш – как испытание на собственном опыте того, что причиняет нам боль).

Это не всегда столь очевидно, поскольку лишь немногие из нас всегда действительно свободны и независимы. Другими словами, не все из нас имеют одинаковые возможности, и поэтому многие чувствуют, что их блокировали или ущемили и они никогда в действительности не имели возможности проявить все свои таланты или полностью раскрыться. Может быть, мы сталкивались с неодобрением со стороны взрослых. Может быть, те предметы, которые нам преподавали в школе, никогда полностью не устраивали нас; мы всего лишь мирились с тем, чего хотели наши родители. Если бы мы лучше себя понимали и знали бы, как себя выразить, чтобы получить то, чего хотим, мы бы пошли в другом направлении.

Несмотря на это, у большинства людей, пока они растут, есть достаточно хороший шанс выяснить, что мотивирует их,  а что – нет. На какие уроки в школе вы идете с удовольствием, а на какие – нет? Что вы предпочитаете смотреть по телевизору? Чем вы занимаетесь в свободное время? Математикой или приготовлением пищи. Что вам больше нравится – спорт или чтение? Любите ли вы гулять с друзьями или сидеть в интернете, смотреть телевизор. Различными путями ваша мотивация начинает «вырисовываться». Вокруг вас богатые источники информации, и вы исследуете множество возможностей либо непосредственно как участник, либо опосредованно как наблюдатель. Эту информацию вы перерабатываете, собирая её, взвешивая, отвергая, тщательно проверяя, сохраняя или выбрасывая.

Некоторые вещи, которые вам нравятся, могут быть недоступны вам непосредственно, но, вероятно, вы достаточно мотивированны, чтобы подобраться поближе к тому, чего вы хотите. Может оказаться, что вам нужно учиться, чтобы ещё ближе подойти к тому виду деятельности, который вас привлекает. И все время, встречая разных людей, читая, сидя в интернете и т.д., вы устанавливаете закономерности, показывающие, как различные профессии связаны с определенными видами возможностей и личностных особенностей и какие виды вознаграждений они обеспечивают. Осознанно или неосознанно, вы постоянно примеряете к себе различные возможности. Как только вы начинаете понимать, что вас привлекает, и лучше узнаете себя, вы фиксируете это знание, образно говоря, на множестве открывающихся перед вами возможностей. Вам становится ясно, что некоторые из этих возможностей подходят вам лучше, чем другие.

Как же случилось, что, обладая таким богатым опытом, вы все ещё не знаете, какова ваша мотивация. Может оказаться, что ваши интересы сформировались только на основе того, что было вам доступно. Может быть, вы уже достигли успеха в чем-то, к чему у вас есть способности, но чувствуете, что есть и другие возможности, которые можно использовать. Вероятно, вы слышали о многих профессиях, но вам трудно узнать, что они собой представляют. Например, вы были хорошим пловцом, но значит ли это, что вам понравится работа водолаза? Вам легко давалась математика, но что будет, если вы станете экономистом или учителем по этому предмету? Вы продолжили семейное дело, но никогда не чувствовали себя полностью реализовавшимся; имеет ли смысл вернуться к учебе, и если вы это сделаете, то что будет дальше?

Может оказаться также, что ваша мотивация изменится. Хотя обычно это не происходит внезапно, но со временем также может случиться.

Наконец, из-за того, что многие из нас имеют различные источники мотивации, которые могут вступить в конфликт, мы должны осторожно относиться к силе и направлению нашей мотивации.

Мотивационный вопросник позволит упорядочить и определить вашу личностную мотивацию. Он предназначен для того, чтобы вернуть вас с небес на землю. Перестаньте мечтать, разберитесь со своими проблемами и – вперед и сделайте это.